Этот НЛО был сфотографирован 14.06.1980 во время запуска ИСЗ с космодрома Плесецк Запуски ракет.

Нашей страной основные запуски ИСЗ проводятся с космодромов "Байконур" (Кзыл-Ординская область Казахстана) "Капустин Яр" (Астраханская область), "Плесецк" (Архангельская область). Подробнее см. Небольшое отступление о космодромах. Помимо космических ракет в различных точках страны запускаются метеорологические (до 120 км.) и геофизические ракеты (до 500 км.), которые поднимаются вертикально вверх а затем опускаются на парашюте. Метеорологические ракеты, предназначенные для исследования так называемой "средней атмосферы" (20-120 км.), запускаются с судов, передвижных установок и специальных станций ракетного зондирования атмосферы. Регулярно испытываются военные ракеты, в том числе мобильного и морского базирования.

Существует 3 способа вывода полезной нагрузки на орбиту:

  1. Прямое выведение - самый простой способ. Двигатели всех ступеней работают один за другим, так что в конце полета ракета достигает необходимой скорости (первой космической). Двигательные установки работают максимум несколько минут, поэтому таким способом ракета с жидкостным ракетным двигателем может вывести ИСЗ на высоту 200-300 км, с ракетным двигателем твердого топлива - на 150-200 км.
  2. Выведение с промежуточным участком. После выключения двигательной установки последней ступени ракета какое-то время летит по баллистической траектории (как свободно брошенное тело), а потом двигательная установка последней ступени еще раз включается, и разгоняет, соответственно, до требуемой орбитальной скорости полета. С такими ухищрениями можно закинуть на орбиту высотой ~2000 км. Так выводит, например, "Космос-3М".
  3. Для более высоких орбит применяется выведение с промежуточной орбитой. Суть способа в том, чтобы к концу активного участка траектории достигнуть скорости большей, чем первая космическая. И тогда ракета начинает двигаться по эллиптической траектории. Это и есть промежуточная орбита. В какой-то момент ракета получает еще один импульс, чтобы остаться на орбите требуемой высоты. Разновидностью этого способа может быть выведение с несколькими промежуточными орбитами.
Эффекты, возникающие при запусках ракет, весьма многообразны. Наиболее привычным для нас (поскольку его можно видеть в телерепортажах с места старта) является факел ракетного двигателя. Он представляет собой поток продуктов сгорания ракетного топлива, вылетающих из сопла со скоростью 2-4 км/с при температуре до 3000 градусов Цельсия. Поскольку при разлете продуктов сгорания происходит резкое их охлаждение, то интенсивно излучающая часть факела не очень велика - от нескольких кв. м. до нескольких десятков кв. м. Освещенность от факела на расстоянии 10 км достигает 1 люкса, что в несколько раз больше освещенности от полной луны. Такой источник света виден ночью или в сумерках на расстоянии до нескольких сотен км. При размере факела в 50 м его угловой размер с расстояния в 200 км составит около 1', то есть факел будет выглядеть как "яркая звездочка с хвостиком". При других условиях наблюдения и других характеристиках факела угловые размеры могут колебаться в довольно значительных пределах. От других тел факел легко отличить по уже упомянутому "хвостику" (т.е. самая светящаяся часть находится впереди) и траектории: близ места старта факел поднимается вверх, потом (если запуск производится с выводом какого-то тела в околоземное пространство) перемещается в восточном направлении.

Скорость полета ракеты и сопровождающего ее факела нарастает по мере удаления от места старта, достигая 7,8 км/с (это позволяет отличать его от метеоров: минимальная скорость полета метеора 11 км/с, причем большинство из них имеют гораздо большую скорость - до 70 км/с).

При работе ракетного двигателя скорость потока вылетающих из сопла продуктов сгорания (в газовой фазе) достигает 3-4 км/сек. Не встречая сопротивления разреженного воздуха верхних слоев атмосферы, выхлопная струя расширяется с образованием аэрозолей. На переходных режимах работы (включение/выключение) топливо полностью не сгорает также образуя аэрозоли. Вслед за выключением двигателя на активном участке траектории происходит отделение отработавшей ступени носителя. При этом остатки топлива (т.н. гарантийный запас - до 1-2% заправочной массы) сливаются через дренажные отверстия из баков, образуя облако, которое может светиться в солнечных лучах. Скорость расширения облака, как правило, не велика, форма может быть любой, а направление и скорость движения определяется движением воздушных масс.

Для снижения тяги ракетного двигателя может использоваться сброс давления в камере сгорания за счет открытия в корпусе дополнительных отверстий (обычно - на боковой поверхности или на передней части). Газопылевое облако, выбрасываемое на таком режиме работы, может иметь самые причудливые сложные, но правильные геометрические очертания (например - спираль, в тех случаях, когда ракета стабилизируется вращением).

При работе жидкостного реактивного двигателя топливо в камеру сгорания поступает порциями (которые определяются скоростью вращения ротора турбонасосного агрегата), что может создавать некоторую "слоистую" оптическую неоднородность аэрозоля. Показатель преломления атмосферного аэрозоля неоднократно измерялся и равен 1,54-1,59 (больше чем у воды и приближается к стеклу). Замеры, проведенные на ракетодромах, показали, что такой аэрозоль по разному рассеивает и поглощает свет с различными длинами волн (что может стать причиной необычной окраски объекта).

 Газо-аэрозольное облако, образующееся за факелом, создает эффект, принимаемый за НЛО, только при определенных углах расположения Солнца. В момент старта ракеты оно должно находиться ниже плоскости горизонта точки старта, но при этом освещать верхние слои атмосферы (выше 40-50 км). Такое положение Солнца возможно либо в предутренние часы до восхода Солнца, либо вечером после его захода, когда трасса ракеты проходит в области, освещенной Солнцем, а наблюдатель находится на "ночной" стороне Земли. (См. Небольшое отступление об условиях освещения.) В зависимости от высоты полета ракеты, устройства двигателей, компонентов топлива и пр., конфигурация газопылевого следа ракеты и его размеры могут меняться в широких пределах. Достаточно сказать, что в некоторых случаях характерный поперечный размер ракетного "следа" может достигать многих сотен километров. Неудивительно, что необычность наблюдаемой картины, возможность видеть явление на огромной территории, поскольку оно развивается на высотах более 100 км, отсутствие звуковых эффектов и др., вызывают недоумение у неподготовленного наблюдателя.

За взлетающей ракетой образовывается шлейф, который на низких высотах в плотных слоях атмосферы удачно тормозится газодинамическими силами и не расширяется. При этом его "треплет" ветрами, которые на разных высотах имеют разную скорость и направление. Но на больших высотах, где силы газодинамического торможения ничтожны, шлейф начинает "раздуваться" и одновременно удлиняться. При запуске ракет с пологой траекторией (например, РН Р-7А) образующаяся фигура (уфологи называют ее "рыбой") располагается горизонтально или под небольшим углом. В ней четко выделяется яркая точка или шар, в зависимости от положения очевидца по отношению к месту запуска находящаяся либо на переднем конце "рыбы", либо внутри нее. Это работает факел, от которого расходятся более яркие "лучи" (т.е. газовые струи, обусловленные рулевыми или основными соплами), смыкающиеся на хорошо видном нерасплывшемся шлейфе.

Здесь надо заметить, что шлейф виден только там, где его освещает Солнце; ниже плоскости земной тени можно видеть только факел. Поэтому для наблюдателя шлейф начинает "вдруг образовываться" с определенной высоты.

При запуске ракет с крутой траекторией (например, РН "Восток") образующаяся фигура располагается почти вертикально, напоминая "медузу" или "огненный дождь" из отдельных струй, особенно если она рассекается плоскостью земной тени. Подобный эффект наблюдался 20 сентября 1977 г. в Петрозаводске (запуск ИСЗ "Космос-955")

Когда скорость ракеты начинает превышать скорость истечения продуктов сгорания, факел отделяется от "рыбы" (облака светящихся газов). Очевидцы на земле принимают этот момент за отделение малого НЛО от большого.

На достаточном удалении от места запуска (например, при запусках из Плесецка - над Уралом и Западной Сибирью) шлейф становится конусовидным, распадающимся на несколько "лучей" (газо-аэрозольных струй). Конус, в зависимости от траектории запуска, направлен параллельно земле или наклонен к ней под углом в 45 градусов. В последнем случае может сложиться впечатление, что "НЛО" освещал землю лучами.

Дополнительные технические приемы, применяемые при запуске, обеспечивают очевидцам еще несколько интересных эффектов. Так, отделение хвостовых отсеков боковых блоков, покрытых полированными металлическими пластинками, выглядит с земли как "крест": от "шара со шлейфом" начинают равномерно расходиться в разные стороны четыре мерцающих "звездочки". Сброс ступеней тоже весьма эффектен, когда они блестят в лучах Солнца. Кроме того, при этом зачастую сливается "гарантийный запас" топлива, образуя расплывающееся светящееся облако. При отделении третьей ступени РН Р-7А появляется "квадрат" - облако продуктов сгорания третьей ступени, отразившееся от центрального блока. В твердотопливных двигателях для "отсечки" (выключения) двигателя необходимо уменьшить давление в камере сгорания; для этого при помощи пиротехнических устройств открываются дополнительные отверстия, располагающиеся сзади, сбоку или даже спереди, и продукты сгорания истекают и через них, образуя облако сложной формы. Когда стабилизация ракеты осуществляется посредством вращения ее вокруг оси, а отверстия открываются сбоку, на небе образуется спираль.

Данный эффект, в частности, видели 2 октября 1991 г. над Уралом (По данным "Информационного бюллетеня пресс-центра космодрома "Плесецк" N 11, 1992 г., в это время состоялся запуск баллистической ракеты). Таким его увидели А. Слобожанинов и А. Владимиров из Екатеринбурга:

 "Мы находились у МЖК-4 на ул. Репина. На небе увидели светящуюся точку. Она поднялась из-за домов. От нее шло два луча. Потом эта точка закрутилась, и лучи, которые шли от нее, тоже стали закручиваться вокруг нее в виде спирали. Круг становился все больше и больше, потом точка пропала, и этот круг в виде спирали держался несколько минут на небе. А там, где точка раньше пролетела, был сине-зеленый цвет"
("Вечерний Екатеринбург", 22.10.1991).
 Цвет шлейфа и газо-аэрозольного облака в зависимости от его состава может быть самым разным: белым, голубым, светло-оранжевым, светло-фиолетовым и т.д.

В момент отстрела первой ступени может возникнуть быстрое расширение газов в виде сферы или расхождение от шара-факела концентрических светящихся кругов. Вот описание одного из очевидцев такого эффекта, находящегося близ Кирова (запуск ИСЗ "Космос-2101" 1 октября 1990 г. с космодрома Плесецк):

 "По небу без единого звука движется большой прожектор, свет которого был направлен вниз, на землю... Луч света выключился, а на том месте, где был объект, вспыхнуло голубое, густое, непроницаемое облако овальной формы. Размером 150-200 м. От него в нашу сторону шли белые кольца. Колец было очень много... Словно бы по воде расходились круги от брошенного в нее камня. По моему мнению, это были какие-то сигналы... Излучение сигналов продолжалось недолго, около трех минут. Но голубое облако еще долго не рассеивалось, минут 15-20. Потом на месте облака ничего не осталось. Куда подевался летающий объект, неизвестно. Как будто и не было ничего... После увиденного я могу поверить, что над нами летают объекты неземного происхождения"
("Кировская правда", 11.11.1990).
 Необходимо помнить, что многие яркие эффекты запусков могут вызывать иллюзию "резкого приближения" или "разворота под 90 градусов"; на самом деле меняются угловые размеры наблюдаемого, а не траектория. Шлейф, освещаемый Солнцем, выглядит с земли (где уже ночь) необычайно ярким. Расчет показал, что освещенность от газо-аэрозольного облака, состоящего всего из 50 кг продуктов сгорания с диаметром частиц 0,1 мкм, на расстоянии в 300 км может в несколько раз превышать освещенность от полной Луны. Поскольку масштаб выброса продуктов сгорания при реальном запуске, как правило, несравненно больше, ясно, что освещенность будет гораздо сильнее. Так, стрелок ВОХР Т.Ф.Тутаев из г. Сибай, ставший очевидцем запуска ИСЗ "Фотон" 26 апреля 1989 г., впоследствии рассказал следующее:
 "Я заметил необычное первым. сначала подумал, что это или пожар, или мерещится. Где-то в 1,5 км западнее нас стало словно светать. Свет разливался от гор и медленно поднимался вверх. Затем я увидел набиравший высоту непонятный объект, по форме напоминавший гигантский огурец. Он был матово-неонового цвета. Позже можно было разглядеть три иллюминатора, выделявшиеся еще большим свечением. Неудобно говорить, но я очень сильно испугался"
("Сибайский рабочий", 20.05.1989).
 Его коллеги обратили внимание, что в свете "НЛО" можно было различать столбы и кусты, находящиеся в полутора километрах от них. "Иллюминаторы" были, разумеется, более яркими газо-аэрозольными струями.

После пролета ракеты шлейф в течение 10-15 минут рассасывается, расплываясь по небу, но светящиеся облака от него могут держаться до самого рассвета.

Очень интересно посмотреть на типичный запуск как бы глазами очевидцев, находящихся в разных точках и не догадывающихся, что это такое. При этом будем пользоваться только сообщениями местной прессы, чтобы каждый сомневающийся мог сам все проверить, хотя в редакцию "Аномалии" пришло немало писем об этом событии. При пролете ракеты в восточном направлении над разными часовыми поясами местное время наблюдения изменяется (+1 ч, +2 ч. и т. д); это необходимо помнить при сопоставлении сообщений.

Итак, 27 марта 1990 г. с космодрома Плесецк был запущен ИСЗ "Космос-2063"...

Карелия, г. Кондопога. Инспектор ГОВД И. Мокшин:

"Какая-то гигантских размеров "змея", извиваясь на небосклоне, двигалась с севера в южном направлении. Ее голова, напоминающая колбу, стремительно увеличивалась. По времени это заняло 15 секунд. И вдруг в ней зажегся яркий свет, напоминающий люминесцентный. Неожиданно раздался хлопок, будто что-то лопнуло, и тут же из колбы это яркое оранжево-синее пятно с лучами-иглами такого цвета направилось к земле, перпендикулярно к зависшему объекту, который стал красным, и скрылось за горизонтом..."
("Новая Кондопога", 9.05.1990)
Единственный "аномальный" момент в этом описании - хлопок, опередивший (!) отделение первой ступени. Расстояние от Кондопоги до места ее отстрела не позволяет услышать звук, тем более раньше зрительного восприятия; скорее всего, совпадение неизвестного звука и запуска - чистая случайность.

г. Весьегонск Тверской области, Н. Лантас:

"27 марта в 20.45 на фоне вечернего звездного неба появился светящийся след, как от реактивного самолета, но характерного звука не было. Затем он как бы раздвоился, образовал объект, похожий по форме на дирижабль. При этом он не двигался. В передней части объекта я заметил яркое пучкообразное свечение, луч которого был направлен в сторону, противоположную движению. Это продолжалось 7-10 минут, затем последовало резкое движение объекта на юго-восток. Оставшийся на небе след светился еще 20-30 минут"
("Ленинский завет", 5.04.1990)
г. Вытегра Вологодской области, Л. Кабадеева:
"27 марта в 20.45 я случайно выглянула в окно и увидела на небе яркий оранжевый предмет. Вокруг него было облако такого же цвета. За предметом тащился зигзагообразный шлейф. Предмет двигался, облако рассеялось, и я ясно увидела светящиеся лучи, расходящиеся от необычного предмета вверх и вниз. Явление это длилось минуты четыре. Затем летящий предмет исчез. Светящийся шлейф оставался на небе много дольше, но потом и он рассеялся. Все это мы наблюдали всей семьей"
("Красное знамя", 5.04.1990).
г. Буй Костромской области (из репортажа Ю. Разгуляева):
"Во вторник, 27 марта, без четверти девять вечера шофер "скорой помощи"... увидел странный светящийся объект. Он имел эллипсообразную форму и желтоватый цвет. Объект бесшумно двигался на высоте нескольких сотен метров, оставляя позади светящийся след. Пораженный увиденным, шофер стал вызывать по рации станцию "скорой помощи", находящуюся совсем близко, но, будучи исправной, рация не работала. Работники "скорой помощи", услышав взволнованный рассказ подъехавшего товарища, выбежали на улицу. Объект удалялся..."
("Буйская правда", 6.04.1990)
Что касается "отказа" рации, то известно, что при пролете ракет образуются "электронные дыры" в атмосфере, точнее в ионосфере. Под "дырой" возникают всевозможные помехи, вплоть до полного прекращения радиосвязи. Да и сам пролет, скорее всего, вносит сильные возмущения в эфир. Так, 20 сентября 1977 г. при запуске ИСЗ "Космос-955" ("Петрозаводский феномен") в районах, близких к запуску, были отмечены крупные неполадки в работе ЭВМ.

Республика Мари-Эл, г. Йошкар-Ола. Доцент А. Шадрин:

"Темным безлунным вечером 27 марта в 20.45 на окраине Йошкар-Олы... с автобусной остановки, на которой находилось человек пять, наблюдалось необычное явление. Сначала на небольшой высоте (150-200 м) стал светлеть участок неба - словно бы возникло облако. Затем на месте облака появился светящийся шарообразный объект, который начал перемещаться с небольшим подъемом с севера на юг. От объекта тянулся шлейф, освещенный со стороны шара... Все происходило совершенно беззвучно. И еще - ядро шарообразного объекта показалось мне похожим на... выходное сопло диаметром чуть больше метра"
("Молодой коммунист", 25.04.1990)
Колхоз "Первомайский" Лямбирского района Мордовии. Главный экономист В. Лошманов:
"За селом, из-за бугра медленно поднялся шар. Издалека он казался небольшим, примерно 20 см в диаметре. Он медленно двигался по горизонту, сзади расходились лучи... В течение пяти минут на экранах телевизоров пропадало изображение, были помехи"
("Советская Мордовия", г. Саранск, 31.03.1990)
г. Златоуст Челябинской области. Инженер С. Пустовалов:
"27 марта текущего года. Время (местное) 22.48... Мое внимание привлек необычный светящийся объект. Вначале я его принял за габаритный фонарь телевизионной вышки, но затем увидел, что он движется. Следом тянулись два светящихся шлейфа под углом примерно 80о между собой. По мере движения свет от летящего тела становился менее интенсивен...
("Златоустовский рабочий", 7.04.1990)
Обратите внимание, что на перелет через два часовых пояса (+2 часа) ракета затратила всего три минуты... Полагаю, что из всего этого ясно: если нечто наблюдалось одновременно чуть ли не по всей России, это обозначает не "налет НЛО" на все города и веси сразу, а то, что запусковый эффект развивается на большой высоте и имеет огромные угловые размеры. На первом этапе исследования "Петрозаводского феномена" именно поэтому называли несуразные цифры "визитов НЛО".

Некоторые типы ракет, запускаемые с Байконура, имеют шлейф, не распадающийся на отдельные струи. При крутой траектории запуска возникает нечто вроде купола или светящейся полусферы, поднимающейся над местностью. На вершине купола или немного ниже зачастую видна яркая точка факела. Местные жители вблизи могут увидеть полный "круг" - сферу, а с территории России (например, из Омской области) можно видеть только "полусферу" (нижние фрагменты запуска "срезаются" кривизной Земли). Вот типичное описание такого эффекта :

 "Около полуночи меня разбудили удивленно-тревожные возгласы. Мои коллеги, слушавшие допоздна транзистор, возбужденно переговаривались. Привстав, я увидел над далеким хребтом шар, напоминавший луну. Нижний его край прятался за линией гор. Шар разрастался в размерах прямо на глазах. Вскоре западная часть неба была охвачена необычным свечением, похожим на лунный свет, таинственным и непонятным среди июльской ночи. Это явление продолжалось несколько минут. Затем свечение начало тускнеть и пропало... Мы остались наедине с темнотой, взволнованные встречей с загадкой природы..."
(письмо геодезиста В. Мыськова в газету "Коммунист Таджикистана")
 Некоторые эффекты запусков с Байконура можно видеть в Якутии, где находятся площадки для сброса последних ступеней ракет. Аналогичные площадки для плесецких запусков существуют на Алтае.

 Элементарную проверку, был ли виденный объект запуском очередного ИСЗ, можно осуществить, сравнивая с ним дату, элементы орбиты и другие параметры, опубликованные в печати и на страницах Интернет-изданий.
 
Положение на небосводе.
 Любое. 
Следует отметить, что при запусках ракетно-космической техники сопутствующие эффекты могут быть видны на значительном удалении (тысячи километров) от места старта, что связано с различными режимами работы ракетных двигателей и включением двигательных установок космических аппаратов для коррекции орбиты. 
Характер движения  
(траектория, угловая скорость)
Перемещение по баллистическим  или  вертикальным  траекториям. 
Для выхода на орбиту  необходимо  достижение  первой  космической скорости (7,9 км/с).  Перемещение газопылевых облаков и аэрозолей может не наблюдаться.
Угловой размер
В зависимости от наблюдаемых эффектов,  угловой  размер  может быть значителен.
Форма
Факел работающих  двигателей  является  очень  сильным источником света (температура - до 3000 градусов Цельсия), который ночью можно увидеть  с расстояния в сотни километров.  С большого расстояния он выглядит как ярко светящаяся  "запятая".  Газопылевые  облака  и  аэрозоли могут иметь различную "правильную" форму. 
Яркость
Яркость выше яркости фона.  Часто наблюдается увеличение угловых размеров объекта с одновременным снижением яркости. 
См. Небольшое отступление об условиях освещения.
Цвет
различный.
Дата, время, метеоусловия.
Дата и время - любые. Соответствуют датам запуска ракет. Ясно, облачность с разрывами.
Длительность наблюдения
Продолжительность полета современной ракеты на  активном  участке траектории - около 17 минут. Пары топлива и продукты его сгорания остаются заметными в атмосфере от нескольких минут до  нескольких часов. См. Небольшое отступление о ракетах
 

(при подготовке раздела использованы материалы, любезно предоставленные Михаилом Герштейном)
Hosted by uCoz