|
|
|
любое. |
|
Движение прямолинейное с виражами
и ускорениями, может наблюдаться эффект зависания (как при
реальном зависании аппаратов, имеющих такую технологическую
возможность, так и из-за ошибок зрительного восприятия
при наблюдении выполнения разворота).
Большинство самолетов гражданской авиации имеют крейсерскую скорость от 180 (Ан-2) до 950 (Ил-86) и даже 2300 (Ту-144) км/ч. В других режимах полета (взлет, посадка, набор высоты) скорость может быть еще ниже (от 90 км/ч). Отметим, что для военной техники и экспериментальных разработок эти параметры могут колебаться в еще более значительных пределах. Так скорость в разных режимах может характеризоваться как полным зависанием, так и превышением в несколько раз скорости звука. |
|
Угловой размер - любой. Зависит от высоты полета и размеров самолета. Самолеты гражданской авиации могут подниматься на высоты до 12000-13000 метров (потолок военной авиация выше в два раза). Размер самолетов может быть различным (от 13 метров длины у Ан-2 до 70 метров у "Боингов"). Рекламные самолеты (самолеты с транспарантами) могут казаться имеющими бОльшие угловые размеры. В ночное время летящие строем самолеты могут создавать иллюзию перемещения более крупного объекта. |
|
В различных проекциях может восприниматься как "тарелка", "цилиндр", "стреловидный объект", "треугольник". Следует учесть возможность полета строем. Объект может оставлять за собой инверсионный (дымный) след, свойства которого мы рассмотрим в разделе "Облака". |
|
Вблизи аэропорта пробивающийся сквозь низкие облака самолет с включенными посадочными фарами иной раз похож на знаменитый "треугольник", движущийся основанием вперед. Если еще при этом не слышно гула двигателей (например, если его что-то заглушает) то сходство полное. (Из письма Игоря Царегородцева, 2:5079/35.14 от 10 Июля 2000) |
|
Яркость объекта определяется условиями
освещения и собственной окраской самолета. Обычно - ниже яркости
фона (неба). Вместе с тем в ночное время объект должен иметь
бортовые огни:
|
|
Любые |
|
До десятков минут, в зависимости от условий. |
Необходимые расчеты можно провести по формулам:"...Я однажды поздним вечером видел классический трехзвездник. Прямо из окна своей квартиры. Висел минуту-полторы, пока он не изменил направление полета, и я не увидел, что это самолет, который, вследствие маневра, летел в мою сторону. Это, действительно, способно действовать на нервы. И то, что лампочки у него мигают и, таким образом, выдают его, нисколько не отнимает пафоса у ситуации."(Из письма Славы Шевцова в эхоконференцию RU.UFO.SCEPTIC от 11.05.2000)
или, где g - ускорение свободного падения
или
,
где g - ускорение свободного падения.
Как видно из предложенных
формул, время и радиус разворота зависят только
от угла крена и скорости аппарата.
Скорости аппаратов были описаны выше. Угол крена у пассажирских самолетов
обычно не превышает 15 градусов, у другой гражданской авиации -
30 градусов (в некоторых случаях до 45 градусов).
(По допустимому крену военной
техники сведений не имею.)
Так, для самолета Ан-2, летящего с линейной скоростью 180 км/ч, поворот на 90 градусов с углом крена в 30 градусов займет около 13 секунд. А Ту-144, летящий со скоростью 2300 км/ч, поворот на 90 градусов с углом крена в 15 градусов выполнит примерно за 390 секунд (т.е. 6,5 минут).
Звук:
Двигатели самолета создают существенный
гул, который слышен на некотором расстоянии. Но,
иногда даже пролетающий близко аэробус с четырьмя двигателями может быть
еле-еле слышен. Наблюдателями на земле может фиксироваться
характерный (обычно двойной-тройной) хлопОк от ударной волны при
сверхзвуковом.
Вероятно, очень интересно со стороны наблюдать работу лазерных дальномеров/целеуказателей, широко используемых для полуактивного наведения управляемых ракет класса "воздух-земля" и корректируемых авиационных бомб. Еще более интересно наблюдать за работой системы теленаведения (телевизоры тут не причем) по лазерному лучу, формирующему определенное пространственно-временное информационное поле относительно направления на цель, из которого датчики ракеты извлекают информацию целеуказания.