Самолеты и вертолеты.
КА-137 - Многоцелевой беспилотный вертолет
Flying Flapjack XF5U-1
Стелс F-117
 
Положение на небосводе.
 любое.
Характер движения  
(траектория, угловая скорость)
Движение прямолинейное с  виражами  и  ускорениями, может наблюдаться эффект зависания (как  при  реальном  зависании аппаратов,  имеющих  такую  технологическую  возможность,  так и из-за ошибок зрительного  восприятия  при  наблюдении  выполнения разворота). 
Большинство  самолетов  гражданской  авиации  имеют   крейсерскую скорость от 180 (Ан-2) до 950 (Ил-86) и даже 2300 (Ту-144)  км/ч. В других режимах полета (взлет, посадка, набор  высоты)  скорость может быть еще ниже (от 90 км/ч). 
Отметим, что для военной техники и  экспериментальных  разработок эти параметры могут колебаться в еще более значительных пределах. Так скорость в разных режимах может характеризоваться как  полным зависанием, так и превышением в несколько раз скорости звука.
Угловой размер
Угловой размер - любой.  Зависит от высоты  полета  и  размеров самолета.  Самолеты  гражданской  авиации  могут  подниматься  на высоты до 12000-13000 метров  (потолок  военной  авиация  выше  в два раза).  Размер самолетов может быть различным (от  13  метров длины у Ан-2  до  70  метров  у  "Боингов").  Рекламные  самолеты (самолеты  с  транспарантами)  могут  казаться  имеющими  бОльшие угловые размеры.  В ночное время летящие  строем  самолеты  могут создавать иллюзию перемещения более крупного объекта.
Форма
 В  различных  проекциях  может  восприниматься    как "тарелка",  "цилиндр",  "стреловидный  объект",    "треугольник". Следует учесть возможность полета строем.  Объект может оставлять за  собой  инверсионный  (дымный)  след,  свойства  которого   мы рассмотрим в разделе "Облака".
Яркость
Вблизи аэропорта пробивающийся сквозь  низкие  облака  самолет  с включенными посадочными  фарами  иной  раз  похож  на  знаменитый "треугольник", движущийся основанием вперед. Если еще при этом не слышно гула двигателей (например, если его что-то  заглушает)  то сходство полное. (Из письма Игоря Царегородцева, 2:5079/35.14  от 10 Июля 2000)
Цвет
Яркость объекта определяется условиями освещения и собственной окраской самолета.  Обычно - ниже яркости фона (неба).  Вместе  с тем в ночное время объект должен иметь бортовые огни: 
  •  Аэронавигационные  огни  на  крыльях  и  хвосте  самолета. Красный на левой консоли крыла, зеленый (редко  синий)  на правой. Белый на вертикальном оперении (хвосте).
  • Проблесковые огни (стробоскоп или крутящийся маячок) снизу и/или сверху фюзеляжа. Обычно белые и/или оранжевые. Строевые  огни  (темно-синего  цвета)  на  плоскостях  для полета в строю ночью.  В н.в. используются редко. С  земли не заметны.
  • Фары  посадочные  (режимы  большого  и  малого  света)  и рулежные.  Включаются  в  непосредственной  близости    от взлетно-посадочной полосы. Посадочные фары (за исключением тех, которые смонтированы на стойках шасси) иногда кратко или долговременно задействуются в полете.
  • Hа   топливозаправщиках    с    передачей    топлива    по телескопической  штанге   (ВВС    США)    под    фюзеляжем смонтировано  светотехническое  оборудование,  позволяющее заправляемому самолету занимать и выдерживать определенную позицию. Под определенным ракурсом с земли может выглядеть как дорожки красных и зеленых огней и/или как  пробегающие вдоль корпуса объекта огоньки.
  • Другое внешнее  светотехническое  оборудование.  Hапример, фара для подсветки передней кромки крыла (для  визуального контроля  на  предмет  обледенения),  фара  для  подсветки опознавательных знаков (госпринадлежность, регистрационный номер) гражданских воздушных судов.
Дата, время, метеоусловия.
Любые
Длительность наблюдения
До десятков минут, в зависимости  от условий.
Отметим, что на участках движения с направлением, близким к линии "наблюдатель-самолет", очевидцем  (в  следствии  автостатического эффекта) может отмечаться "остановка/зависание" объекта.  Так,  к примеру, выполнение самолетом поворота на 90µ может выглядеть для наблюдателя как "полет со снижением скорости - зависание -  полет в обратном направлении" (на угловой высоте не более 40 градусов):
    "...Я  однажды   поздним    вечером    видел    классический трехзвездник.  Прямо  из  окна    своей    квартиры.    Висел     минуту-полторы, пока он не изменил направление полета, и я не  увидел, что это самолет, который, вследствие маневра,  летел в мою сторону.  Это, действительно, способно действовать  на нервы.  И то, что лампочки у него мигают и,  таким  образом, выдают его, нисколько не отнимает  пафоса  у  ситуации."
(Из письма Славы  Шевцова  в  эхоконференцию  RU.UFO.SCEPTIC от 11.05.2000)
Необходимые расчеты можно провести по формулам:

или, где g - ускорение свободного падения

или
, где g - ускорение свободного падения.
 

Как видно  из  предложенных  формул,  время  и  радиус  разворота зависят только  от  угла  крена  и  скорости  аппарата.  Скорости аппаратов были описаны выше. Угол крена у пассажирских самолетов обычно не превышает 15 градусов, у другой гражданской авиации  -  30 градусов  (в некоторых случаях до 45 градусов).
(По допустимому крену военной  техники сведений не имею.)

Так, для самолета Ан-2, летящего с линейной скоростью  180  км/ч, поворот на 90 градусов с  углом  крена в 30 градусов  займет  около  13 секунд.  А Ту-144, летящий со скоростью 2300 км/ч, поворот на  90 градусов с углом крена в 15 градусов выполнит примерно  за  390  секунд (т.е. 6,5 минут).

Звук:
Двигатели самолета создают существенный гул,  который  слышен  на некотором расстоянии.  Но, иногда даже пролетающий близко аэробус с четырьмя двигателями может быть еле-еле  слышен. Наблюдателями на земле может  фиксироваться  характерный  (обычно двойной-тройной) хлопОк от ударной волны при сверхзвуковом.

Вероятно, очень интересно со стороны  наблюдать  работу  лазерных дальномеров/целеуказателей, широко используемых для полуактивного наведения   управляемых    ракет    класса    "воздух-земля"    и корректируемых авиационных бомб. Еще более интересно наблюдать за работой системы теленаведения  (телевизоры  тут  не причем)  по лазерному лучу, формирующему           определенное пространственно-временное  информационное    поле    относительно направления  на  цель,  из  которого  датчики  ракеты   извлекают информацию целеуказания.

(спасибо Дмитрию Егорову за помощь в написании главы)
Hosted by uCoz